Дервиши

Дервиш (тюркское произношение персидского слова дарвиш) появились в 7 - 8 веке переводится как аскет, нищий и человек, который отрекся от всего. Также дервиши это странствующие монахи. Они являлись мусульманами. По одному из направлений ислама эта религия именовалась как суфизм. Суфизм (на арабском "тасаввуф" - "одетый в шерсть", от арабского "суф" - шерстянная 
ткань. Есть и другое толкование от греческого слова софос - мудрый). Дервиши были очень богобоязненные люди. Они оставляли для себя минимально возможное количество вещей 
из положенных им по шариату и были также аскетичны в приеме пищи. Аскетичны дервиши были и в религии. В их храмах никогда не допускалась какая-либо роспись ибо она 
считалась излишней роскошью. 

Историко-архитектурный ансамбль "Текие-дервишей" был основан более 500 лет назад и имеет статус национального значения. Этот комплекс  находится в начале улицы Интернациональной в Евпатории и состоит из трех сооружений:

  • Двухэтажное здание (первый этаж - этнографический музей и кофейня; 2-й этаж класс возрождения национальных промыслов
  • Мечеть "Джума-Джами" или "Шукурла-Эфенди" (Пятничная Мечеть)
  • Главный Храм комплекса, своим названием давший название всему архитектурному ансамблю "Текие дервишей"

"Текие дервишей" в Евпатории

Историко-архитектурный ансамбль "Текие дервишей" в Евпатории, Крым

Двухэтажное здание. Изначально в нем располагалось медресе. Высшая духовная мусульманская школа. Потом решили сделать мектеп - крымско-татарская школа. Окна здания выходили на самый главный Катык базар средневекового города Гезлева, поэтому решили сделать кофейню. Но с приходом большевиков ее закрывают, так как стало считаться, что кофе - буржуазный напиток. Вместо кофейни устраивают чайный дворик. Сейчас на первом этаже располагается кофейня и этнографический музей. А на втором этаже находится класс возрождения национальных промыслов: золотое шитье, гончарство и класс изучения арабских языков.

Мечеть "Джума-Джами" или "Шукурла-Эфенди" (Пятничная Мечеть)

Мечеть "Джума-Джами" (в переводе Пятничная Мечеть) была   построена в середине XVII века. Второе название   "Шукурла-Эфенди" Евпатория, Крым

 

Мечеть "Джума-Джами" (в переводе Пятничная Мечеть) была построена в середине XVII века. Второе название "Шукурла-Эфенди". После первого присоединения Крымского ханства к Российской Империи в 1883 году из Санкт-Петербурга приехал чиновник, чтобы описать все храмы как памятники. Он пришел к Имаму (наставнику мечети). Чиновник не знал крымско-татарского языка, имам не знал русского. Чиновник спросил: "Как называется мечеть?" Имам подумал, что собеседник интересуется как его зовут и ответил: "Шукурла-Эфенди". Чиновник услышав для себя необычное название так и записал в реестр. Поэтому Мечеть помимо основного названия "Джума-Джами" носит и второе название "Шукурла-Эфенди".

"Плачущий минарет"

 

Минарет Мечети Джума-Джами. "Плачущий минарет" XVII век. Евпатория, КрымТаких мечетей в городе Гезлеве было 24 из них 19 с минаретами. Это одноэтажное здание с двухярусными окнами и прилегающей башней (минаретом). Это единственная башня-минарет, которая сохранилась с середины XVII века в западном Крыму. Есть легенда, что она пережила два землетрясения и один пожар. Когда был пожар и местные жители сбежались, чтобы потушить его, то они увидели необычное явление, что весь минарет был покрыт яркими серебристыми точками. Собравшиеся люди решили, что минарет плачет о случившемся и дали ему название "плачущий минарет".

Секрет минарета заключался в том, что укладывалась каменная кладка. В камнях по периметру сверлились отверстия 1,5 метра и в них заливался расплавленный свинец. При застывании он армировал каменную кладку.

Лапидарий

Ранее на этой территории находилось древнее кладбище, на котором хоронили не только простых людей, но и дервишей, имамов и шейхов. О чем свидетельствует собрание надмогильных камней (лапидариев). На них имеется арабская гравировка, которой нанесены суры, аяты, молитвы и корана, имена и даты жизни. Чалма на лапидарии указывала на то, что человек при жизни был либо святой, либо совершил хадж - поломничество в святое место для мусульман Мекку.

Лапидарий мечети "Джума-Джами". Крым, Евпатория

 

Два древних уникальных камня, которые датируются IX - XIII веком переход от язычества к исламу. Верхняя часть уже исполнена в мусульманском стиле. То что повыше - чалма мужской головной убор, тот что пониже - феска - женский головной убор. Буква "Т" использовалась, как родовой герб . Круглые камни - это , так называемые "жернова". К храму отношения не имеют, но дают понятие о нелегком женском труде.

Буква "Т" на камнях лапидария использовалась, как родовой герб

Храм поклонения богу "Текие-дервиш"

 

Храм поклонения богу "Текие дервишей". Фасад здания. Крым, Евпатория

 

Главный храм "Текие-дервиш" - в честь него назван весь комплекс. "Текие" переводится, как храм, обитель. "Дервиш" переводится, как аскет, нищий, человек, который отрекся от всего. От роскоши, от богатства, а также от всего мирского. XV век - это не дата постройки. Это первое историческое упоминание. Кем был построен Храм - неизвестно. В Крыму было 22 таких храма, сохранился только один. Сохранилось в мире таких храмов в мире только три: в городе Конья -Турция, Каире - Египте и в Евпатории. "Текие-дервиш" из них самый уникальный, т.к в нем не производилась реконструкция. Он сохранился на 75 - 80 % в своем первозданном виде.

Текие Дервишей XV век, Крым

Снаружи были изменены витражи и первые уровни черепицы. Хотя заготовки для черепицы у всех мастеров были одинаковы. Но каждый из них гнул ее под свою ногу. Поэтому черепица у разных мастеров была разная. Такая черепица называется "татаркой".

Черепица "Татарка" на крыше "Текие дервишей"

В нише храма имелся специальный вход, который вел к узкой винтовой лестнице. По ней поднимался помощник имама муэдзин, чтобы совершить азан.

 

Сейчас экскурсии в храм проводят через вход, который ранее предназначался лишь для избранных. Входить в Храм необходимо с правой ноги, так как все благие дела на востоке делаются либо с правой ноги либо с правой руки. При этом надо положить обе руки на свод входной двери (можно при этом загадать желание). Неоходимо оставить весь негатив за пределами храма и входить только с благими намерениями о чем предупреждает при входе соответствующая надпись.

Надпись "Очисть свою совесть перед входом в эту обитель"

Необходимо отличать шейха софистского и персидского. Софистский шейх - наставник храма,
отрекшийся от роскоши и от всего мирского. После того, как в храм заходил дервиш после омовения он должен был подойти к шейху. Дервиши постоянно странствовали, а значит получали информацию, которой они и делились с наставником. После разговора с шейхом дервиш уходил в
свою келью.

Купол храма Текие дервишей, Крым евпатория

Над храмом установлен купол, незаметный снаружи. Он был окрашен в цвет неба и установлен таким образом, что сохранял тепло внутри храма зимой, а летом прохладу. Стены были окрашены в белый цвет в знак чистоты и святости храма.

Витражи храма "Текие дервишей", Крым Евпатория

Вместо витражей в окнах в храме, когда он был действующим были натянуты занавески из шкуры молодого теленка. И позтому внутри всегда был полумрак.

Келья дервиша. "Текие дервиш", Крым Евпатория

В каждой келье были деревянные полы, которые были покрыты коврами, каждая келья закрывалась деревянной дверью. Наверху в келье имеется вентиляционная отдушина. Некоторые кельи состояли из двух комнат, в которых находились дервиш и его ученик. 

 После уединения в кельи дервиши выходили в центральный зал храма, чтобы помолиться. Они садились в круг скрещивали по-восточному ноги и начинали читать зикры (восхваление Бога). После чего возвращались в кельи чтобы продолжить молитвы.

Завершая экскурсию по храму "Текие дервишей" хотелось бы сказать о печальном состоянии зданий всего комплекса. Требуется срочная реставрация и реконструкция, иначе очень скоро можно потерять этот уникальный памятник истории.

Восстановленное надгоробие последнего Святого шейха храма его звали Святой Азис

Восстановленное надгоробие последнего Святого шейха храма его звали Азис. Туда можно положить монетку и загадать нематериальное желание (здоровья, счастья и т.д)

Среди мусульман Крыма особенно сильна вера в целительную силу святой воды – аясма.  Колодец с водой уходил вглубь земли более чем на 10 метров. Посетивший текие, из колодца черпал воду, испив её, совершал омовение перед молитвой в мечети. На ветке "Дерева желаний" оставлял лоскуток от своей одежды, как бы просил Святого Азиза ходатайствовать перед Всевышним, чтобы он избавил его от недуга или порока. Воду набирали в емкости и увозили домой, чтобы напоить ближних. Вода в колодце текие имела свои особые свойства исцеления.

Крутящийся дервиш 

Крутящийся дервиш, Турция

 
Сама или сема (слышание араб.) Это суфистский ритуал, который является разновидностью зикры (восхваления Бога). Надо сразу отметить, что традиционный ислам не признает сему, так как ни о чем подобном нет упоминания в священной книге для всех мусульман "Коран". Смысл этого мистического танца заключается в общении с Богом посредством танца (вращения) и вхождения в транс.

Однако дервишу сначала надо получить разрешение на подобную зикру. В течении тысячи одного дня каждый дервиш проходит специальные испытания.  Первый год из этого срока монах обязан посвятить заботе о ближних. Второй год - заботе о Храме. И третий он должен отдать заботе о собственной душе.

Ритуал начинается с чтения зикры. После этого в зал входят дервиши под звуки музыкантов. Они подходят к имаму и получают от него благословение на совершение молитвы. После этого каждый из дервишей поднимает свою правую руку вверх, а левую опускает вниз и начинает кружиться.

Они ввращаются вокруг собственной оси, относительно других танцующих, а также вокруг шейха. При этом ни один из танцующих не произносит ни одного слова. Танец четыре раза останавливается. Эти паузы именуются "сели" - это своеобразные приветствия.

Все очень символично. И паузы и  элементы одежды. Вращаясь дервиши входят в мистический транс и проникают в потаенные точки подсознания и вселенной. Но вот музыка окончилась танцоры опускаются на колени и это финальная точка происходящего. Дервиши вновь вернулись на грешную землю.