Главная»Национальности и религии Крыма»Караимские кенасы и караимы Крыма

Караимы Крыма

Караимы - один из старейших и малочисленных народов не только Крыма, но и мира. В Крыму их не более 700 человек, в Евпатории 200, а в мире не более двух тысяч и это с учетом потомков от смешанных браков (до революции подобные браки считались позором). Для сравнения, перед Первой мировой войной их численность была максимальной и составляла 14000 человек. Кроме этого караимы - один из старейших народов, населяющих полуостров. Считается, что потомки тюркских племен Хазарского Каганата и древних поселенцев Крыма сформировались как этнос еще в VIII - X веках.

Караимские кенасы (центральный вход вкенасы) Евпатория, Крым


Пещерный город Чуфут-Кале (Джуфт-Кале) 

Пещерный город Кырк-Ер или современное название Чуфут-Кале считается колыбелью возникновения народа. Город-крепость Чуфут-Кале (Джуфт-Кале) обязательно входит в туристический маршрут при знакомстве с достопримечательностями Бахчисарая. Также поселения караимов можно было встретить в Балаклаве, Мангуп- Кале, Судаке, Феодосии.
В XIII столетии на полуостров пришли татары и покорили многие города и селения, в том числе и Чуфут-Кале. Караимам татары доверили охрану крепости и чеканку ханской монеты. Кроме этого в стенах крепости караимы создали первую типографию в Крыму. К этому времени относят также и перевод караимами Библии.
С присоединением Крыма к России караимы покидают крепость и расселяются по всей стране.

Караимские кенасы. Мраморный дворик. Евпатория, Крым       

Религия караимов

Происхождение слова «караим» - нужно искать в производном от корня. «Кара» в переводе на русский - «читать, призывать». К чему же призывают караимы? Они призывают к изучению «Священного Писания», но, и в этом суть, на языке оригинала (древнееврейский язык), т.к не признают посреднечества между верующим и Богом. Каждый самостоятельно читал Священное Писание не нуждаясь в чем-либо переводе или толковании. При этом заслуживает большое уважение строгое соблюдение заповедей и не возможность их какой-либо дополнительной трактовки. У них полностью отсутсвует духовная иерархия и не допускается почитание иных святых кроме Бога. Их религия «караимизм» была выделена в отдельную еще при Екатерине II. Она основывается на веровании в Единого Бога. Также, как в Христианстве, Иудаизме или Исламе. Последователи ее стали именоваться - караимами. Учение, положенное в основу веры является Ветхий Завет. Поэтому они почитают только праздники и посты, указанные в этом писании. Символом единобожия служит шестиугольная звезда. Людей разделяющих караимскую веру в основном можно встретить на Ближнем Востоке, есть они и в Европе. Язык караимов относят к группе тюркских языков.
       

Тяга к знаниям, почитание Бога, верность и строгое соблюдение традиций, достоинство и Памятный знак в честь посещения кенас Императором Александром I в ноябре 1825 годапреданность своим идеалам и культуре - критерии, которым всегда следовали представители этой общины. Караимы прославились своей благотворительностью, общественной деятельностью, зодчеством. Памятник одному из них - Семену Эзровичу Дувану (1870 - 1957) украшает одну из центральных площадей Евпатории.
        После присоединения Крыма к России крепость Кырк-Ер посетили все действующие императоры, за исключением Павла I. Визит Александра I в караимские кенасы произошел в ноябре 1825 года (за месяц до кончины императора в Таганроге). В память об этом историческом посещении был установлен монумент, вершину которого венчал позолоченный двуглавый орел. Однако в советское время
 стелла была повреждена, а
орел снят. Памятник был восстановлен в 2007 году. С 1837 года Евпатория была законодательно определена духовным центром караимов в России. В 1916 году караимские храмы посетил Николай II.
       
Дорога к кенасам проходит через Виноградный  дворик

Храмы караимов

Имена караимов-благотворителей отражены на мраморных досках Виноградного дворика.
На территории комплекса в Мраморном дворике находятся два действующих храма:

  • Малая кенаса - храм для субботних богослужений.
  • Соборная кенаса - храм для праздничных богослужений.

     Соборная кенаса, караимские кенасы Крым, Евпатория

Соборная кенаса была построена в 1803 - 1805 годах. Строился храм под руководством и по проекту известной в Крыму семьи Бобовичей.

          Оба храма ориентированы по оси север-юг. У северной стены всегда расположен вход в Храм.
Внутреннее пространство условно делится на три части:

  • Алтарная часть, внутри которой находятся пергаментные свитки Сефер-Тора (Пятикнижия Моисеева). 
  • Духовная трапезная - часть помещения от алтарной возвышенности до колонн, поддерживающих балкон женского отделения. 
  • Мошав зекеним ("место для старцев") находится под балконом женского отделения. Здесь располагаются старики, больные и те, кто хранит траур по умершим родственникам. 

     Женщины во время богослужений находятся на специальном балконе за заграждением. Для них
существуют некоторые ограничения и запреты. Если женщина рожала мальчика срок запрета на посещение Храма длился сорок дней. Если девочку - 80 дней. До замужества женщина не могла посещать Молитвенный дом.

Надгробные памятниеи почетных караимов, Караимские кенасы, Евпатория Крым

У стен Соборной кенасы собраны надгробные памятники почетных караимов с древнейшего
Евпаторийского кладбища. Самое древнее из них датируется 1593 годом. Надгробие в виде дивана было установлено на могиле духовного главы караимов, дворянина, городского головы, гахама (светский и духовный глава караимов, избираемый пожизненно) Самуила Моисеевича Пампулова (1831 - 1911). Он двенадцать лет был городским головой Евпатории и тридцать два года караимским гахамом. Ему принадлежит важная роль в восстановлении Евпатории после Крымской войны.       


Во время этой войны вся территория комплекса была отведена под конюшенный двор, а здание
Памятник русским воинам погибшим при штурме Евпатории Соборной
кенаса использовалось турками под арсенал. После освобождения Евпатории и передачи кенас караимам община установила на собственные деньги памятник русским воинам погибшим при штурме Евпатории. Обелиск был установлен на месте братского захоронения (на улице 2-ой Гвардейской армии).
        После революции храмы были закрыты. А открылись они только в период оккупации Крыма немцами. В 1942 году в Малой кенаса возобновились богослужения. В Соборной кенаса был открыт караимский музей.
       Малая кенаса продолжала действовать до 1959 года. Тогда во время богослужения в Мраморный знак в честь посещения караимов Александром IХрам ворвались общественники и на глазах верующих разрушили алтарь и убранство Молитвенного дома. Свою работу Малая кенаса возобновила только в сентябре 1999 года. После того как в 1990-96 годах храмы были возвращены караимам. А в 2005 году была освещена и открыта Соборная кенаса. До этого, в том числе, использовавшаяся как антирелигиозный музей.
       

Двор ожидания молитв

Двор ожидания молитвы. Слева солнечные часы

Двор ожидания молитв. Здесь мужчины находятся в ожидании молитвы. Этот двор украшают мраморные плиты, на которых указаныОдна из мраморных досок в караимских кенасах имена караимов-благотворителей. Также на стенах есть две плиты, указывающих имена императоров, дарававших караимам различные преференции. Самая значимая льгота - указ Николая I.
По нему караимы освобождались от рекрутской повинности и не призывались в армию низшими чинами.
Во время Гражданской войны в русской армии сражалось около 700 караимов, 500 из них были офицерами.
         Мраморный дворик. За дубовыми дверьми раньше находился вход на территорию комплекса. Рядом со входом находится фонтанчик для омовения лица и рук. Прежде чем мужчина войдет в Храм он обязан был совершить этот ритуал. Затем снять обувь, покрыть голову и обноженные участки тела. Солнечные часы. Оригинальные часы были вывезены в Германию во время оккупации. Их восстановили в 2003 году.

Солнечные часы во дворе ожидания молитвы

Они
ориентированы по оси север-юг. Точность хода 5-7 минут.
         

Ритуальная беседка. Здесь срывают плоды во время праздника Суккот

Ритуальная беседка. В ней проходит осенний праздник Суккот. Во время праздника беседку увешивают коврами и украшают плодами. После освещения урожая священником (газаном) плоды срываются детьми.
     
Витражный портик Соборной кенаса

Витражный портик Соборной кенаса.  В нем собраны фотографии, рассказывающие об истории караимов, их вере, традициях и культуре. 

Вход в Соборную кенаса, Евпатория Крым Надгробие в виде дивана было установлено на могиле духовного главы караимов, дворянина, городского головы, гахама Самуила Моисеевича Пампулова
Двор ожидания молитвы Фонтанчик для омовения лица и рук. Караимские кенасы. Евпатория, Крым