Главная»Экскурсии по Крыму»Массандровский дворец

Массандровский дворец

Мы уже писали в передыдущих статьях, что южный берег Крыма - это преимущественно гористая и холмистая местность. Массандра, безусловно, здесь не является исключением. Поэтому турист самостоятельно не поднявшийся по серпантину дороги, идущей под разным уклоном в горочку до дворца от остановки маршрутки, не сможет вполне насладиться всеми красотами здешних мест. Зато отважившемуся на это восхождение, как награда, откроется одна из жемчужин Крыма - Массандровский дворец. 

Фасад Массандровского дворца, Массандра Крым

Массандровский дворец Императора Александра III в Крыму

Массандровский дворец. Ярусы и балконы замка. Крым

Это сооружение действительно необычайно красиво и непохоже ни на один из других дворцов полуострова. Оно было построено в модном тогда французском стиле "Возрождение". Дворец закладывался еще при князе М.С. Воронцове архитектором Бушаром. Однако свой нынешний облик он приобрел стараниями Императора Александра III. Монарху не суждено было дожить до окончания его строительства. Его достраивал, в память об отце, его сын Николай II. Дворец находится в уединении и на отдалении от крупных туристических маршрутов. Но при этом от Ялты, на постоянно курсирующих маршрутках, это всего 15 - 20 минут езды.

Сфинкс перед Массандровским дворцом в Крыму

 

Французский принц Карл Нассау-Зиген

Первым владельцем Массандры после присоединения полуострова к России был французский принц Карл Нассау-Зиген. В конце XVIII века он был близким другом графа Потемкина. Ему было доверено в 1787 году сопровождать императрицу Екатерину II во время ее посещения Крыиа. А затем в чине контр-адмирала он совершил четыре "небывалые" победы над турецкой эскадрой на Черном море. За разгром флота Гассана-паши под Очаковым, в котором принимала участие гребная флотилия во главе с Карлом Нассау-Зигеном и была пожалована Массандра во владение француза. Он побывал здесь лишь один раз. Ему очень понравилось в Массандре. В его владение попало 300 гектаров моря, 500 гектар леса, покрывающего склоны гор. Он писал домой: " Здесь так красиво,отсюда видно

Массандровский дворец. Подпорная стена. Крым, Массандраморе, которое я так люблю. Я хотел бы здесь быть похороненым." Но ему не дано было осуществить свои желания. Он возвращается на родину, а имение отправляется в казну.

После этого Массандра продается за деньги новому хозяину помещику Матвею Никитину. В 1815 году имение приобрела Софья Константиновна Потоцкая. А после ее смерти все земли отошли ее дочере Ольге Станиславовне Нарышкиной.

Михаил Семенович Воронцов

Масссандровский дворец в Крыму. СатирИмение стало обустраиваться лишь в 1828 году, когда Массандру приобрела графиня Александра Васильевна Браницкая - мать супруги М. С. Воронцова Елизаветы Ксаверьевны. Она купила его для своей внучки, названной в часть бабушки Александрой. Однако, девочка вскоре умерла (1830), и Массандра перешла к другим детям Воронцовых - Семену и Софье. До совершеннолетия детей, Массандру обустраивал их отец - граф Михаил Семенович Воронцов.

Строительство дворца началось в 1881 году. Проект по его строительству разработал М.Э Бушар. Воронцов хотел, чтобы архитектор возвел дворец в средневековом стиле с двумя круглыми башнями. К сожалению планам по строительству замка уже через год после начала строительства помешала смерть заказчика графа М.С. Воронцова.

Архитектор  Максимилиан Егорович Месмахер

Массандровский дворец, Крым. Скульптура химеры

В недостроенном виде постройка простояла в течении семи лет. Пока в 1889 году имение Массандра не было приобретено удельным ведомством для Александра III. Достроить дворец Император поручил профессору архитектуры М.Е. Месмахеру. Фасады и интерьеры оформляли выпускники Петербургского училища технического рисования им. барона А.Л. Штиглица. Отделку помещений вели известные художественные фирмы, зарекомендовавшие себя на оформлении лучших дворцов и особняков.

Месмахер приезжает и знакомится с объектом строительства. Выполненные работы, возведенные стены и остальные произведенные Бушаром работы его вполне устраивают. Он составляет и согласовывает план по дальнейшему строительству. В течении одного года он заменяет деревянные перекрытия железобетонными. Делается внутренняя перепланировка. Фасады приобретают дворцовый вид. Крышу было решено покрыть чешуйчатым шифером, а стены – отделать желтой метлахской плиткой. Была проведена горячая, холодная вода, центральное отопление, канализация, предусмотрена вентиляционная система, электричество, телефон. Для обслуживания дворца на прилегающей территории был построен инженерный комплекс в стиле модерн. Основным изменениям подвергся южный фасад замка. Была сооружена трехъярусная башня, которую украсил двуглавый орел. Также Штиглиц разбил сад вокруг дворца, который украсил большим разнообразием экзотических растений.

Массандровский дворец в Крыму. Цветущая гортензия на Большой террасе дворца

22 марта 1902 года дворец принимается к эксплуатации. Таким образом сын - Николай II закончил начатое отцом Александром III строительство, в честь которого царствующая особа и назвала отстроенный дворец. Однако Николай II с семьей не стали жить в Массандре. Они предпочли для отдыха Ливадийский дворец.

 Нижний вестибюль Массандровского дворца

Нижний вестибюль Массандровского дворца. Крым

 На первом этаже дворца, по задумке Месмахера, располагались комнаты отдыха. При этом заходящий внутрь замка должен был оставаться под влиянием архитектуры времен Людовика ХIII. С этой целью Месмахер оформил нижний вестибюль в романском стиле. Керамическая плитка бледно-голубого цвета с цветочным орнаментом здесь перекликается с массивными деревянными элементами отделки лестницы и входной двери. Сейчас стены вестибюля украшает экспозиция фотографий и гравюр, рассказывающих об истории дворца и его владельцах.

Массандровский дворец в Крыму. Элемент деревянного декора двери

Бильярдная Массандровского дворца в Крыму 

 

Массандровский дворец, Крым. Камин в императорской приемной дворца

Бильярная выполнена в готическом стиле. Первое на что обращаешь внимание, попадая в бильярдную - это роскошный, одетый в деревянную резную оправу камин. Угловое расположение камина - традиционно для английских дворцов. Вентиляция во дворце тщательно замаскирована. Она предназначалась как для поступления воздуха, так и для каминов. Камин практически не использовался по своему прямому назначению, так как помимо и без того мягкого крымского климата во дворце было предусмотрено водяное отопление. Поэтому данный камин скорее дань моде и элемент декора бильярдной, чем предмет необходимости.

Потолки архитектор оставляет плоскими. Свисающие замковые камни. Ложное переплетение ребер жесткости. Все это имитатация из гибса, которая прекрасно сохранилась.

В отличие от вестибюля в бильярдной преобладает английский стиль. Здесь керамическую плитку вестибюля архитектор заменяет деревянными панелями. 

Все деревянные элементы отделки комнаты работы фирмы "Петерсон" Санкт-Петербурга. При работе с деревом использована техника интарсии. Она подразумевает переплетение (вставку одной в другую) деревянных поверхностей, которые потом украшают узорами.

 

Бильярдная массандровского дворца. Крым, Массандра

Стены бильярдной украшают картины, в которых отображены крымские пейзажи. Владимира Донатовича Орловского "Крымский пейзаж в окрестностях Алушты". Вильгельма Александровича Котарбинского "Песни невольниц". Этюд Василия Дмитриевича Поленова "Луксор". Недалеко от столовой можно увидеть работу знаменитого художника  Василия Васильевича Верещагина "Подземная галерея в Эллоре".

Парадная Императорская столовая

Парадная столовая. Массандровского дворца в Крыму

 В столовой невысокие потолки. Что вполне соответствует стилистике дворцов Петра I. Столовая отделана дубовыми стеновыми панелями. На них были несены вручную узоры, изображающие плоды и растения. ни один узор не повторяется. Стол накрыт на десять персон. Хотя обедующих должно было быть только семь человек. Три прибора придназначались для гостей.

Столовая. Массандровский дворец. Крым 

Второй этаж Массандровского дворца в Крыму

Парадная императорская лестница Массандровского дворца

На второй этаж поднимемся по императорской парадной лестнице. Второй этаж предназначен для отдыха императора и императрицы.

Приемная императрицы

Приемная Ее величества. Массандровский дворец, Крым

 Второй этаж условно делится на мужскую и женскую половину. Лепка потолка в приемной выполнена в стиле рококо. На принадлежность к женской половине указывает монограмма МФ - Мария Федоровна, которая чудом сохранилась. Решетки вентиляционной системы повторяют орнамент карниза. Светильник конца XIX - начала XX века. Панели здесь самые высокие во всем дворце. Они выполнены из светлого дуба.

Приемная Ее императорского величества. Массандровский дворец, Крым

Приемная императора

Приемная Его императорского величества. Массандровский дворец, Крым

 В приемную Императора, как и в Приемную императрицы, можно было попасть по винтовой лестнице, расположенной в круглой башне, находящейся за дверью тамбура.

В отличие от императрицы в кабинете строгая официальная отделка, выполненная в стиле "Жакоб". Во времена Наполеона Жан Жакоб первым стал так отделывать парадные помещения дворцов. Этот стиль очень напоминает классицизм. Но обязательным условием является использование красного дерева. В данном случае использовался ягодный тис. Четыре медальона находились по углам кабинета. В лавровых венках изображались корона, буква А и римская цифра III - монограмма Александра III.

Приемная служила также небольшой библиотекой. Об этом свидетельствует книжный шкаф. В нем находились книги Вольтера, Шекспира и др. Семья читала книги в оригиналах. Каждый владел четырьмя иностранными языками. Под стеклом (для сохранности) часть памятных адресов, которые были преподнесены на серебряной свадьбе Александру III и Марии Федоровне.

На стенах развешены гравюры. Во всех дворцах они традиционно изображали главные исторические события царствующей императорской семьи.

Парадный кабинет Его императорского величества

Парадный кабинет Его императорского величества. Массандровский дворец, Крым

Это самое большое помещение среди покоев второго этажа. Это традиция для замков и дворцов Франции. Хозяину всегда выделялось большое помещение. Торжественность кабинету Императора придает белоснежная лепка потолка с позолотой. Отделка стен - ореховым деревом. Камин из крымского серого мрамора. Парадный кабинет выполнен в стиле ампир. Стол в стиле модерн. На почетном месте в центре кабинета расположен бюст отца Императора Александра II.

На стенах развешены портреты. На лошади изображен хозяин кабинета Александр III. Портрет жены Императора датской принцессы Дагмары, крещенной в Православии Марией Федоровной.  Портрет матери Императрицы Марии Александровны. Портреты бабушки Императрицы Александры Федоровны и дедушки Императора Николая I.

Опочивальня Их императорских величеств

Опочивальня Их императорских величеств. Массандровский дворец, Крым

Окна опочивальни выходят на украшенный колоннами балкон. При строительстве в потолок балкон были вмонтированы цветные витражи, которые, к сожалению, не сохранились. В опочивальне Месмахер выбирает стиль рококо.  В  пастельных тонах были выдержаны роспись потолка и шитье ламбрекена. Стены предполагалось затянуть светло-бежевой тканью. Деревянные двери, оконные рамы, решетки отопления были окрашены светло-кремовой краской. 

По замыслу архитектора главным акцентом оформления в этом интерьере должен был стать вышитый золотом занавес алькова с уложенным волной ламбрикеном. Его кремовые тона и изысканный орнамент вторили бы цвету и рисунку шелковых обоев, очертаниям мебели, серо-голубым раковинам в живописи карниза.  Все поле потолочного плафона покрывала затейливая роспись. 

В настоящее время в опочивальне размещен гостинный гарнитур мебели и два декоративных панно А. И. Шарлеманя.  Гостиный гарнитур был выполнен в 60-х годах XIX в. в мастерской  мастера Гамбса по заказу царской семьи.

Кабинет Ея императорского величества

В этом кабинете царит атмосфера дворца Европы XVIII века. В это время дерево начинают окрашивать. Везде, где не было лепки потолок расписывали. Главное уцелевшее украшение помещения - молочно-кофейный мраморный камин, изготовленный из очень редкого крымского мрамора. В кабинете расположен подлинный гостиный гарнитур XVIII века. Мебель выполнена в стиле нео-классицизм. Люстра XVIII века. 

Массандровский дворец после революции

В 1928 году во дворце размещался санаторий для детей "Пролетарское здоровье", рассчитанный на 80 коек. Он служил для реабилитации после заболевания органов дыхательных путей. Во время Отечественной войны во дворце размещался госпиталь. После войны здесь размещался научно-исследовательский институт винограда и виноделия "Магарач". С августа 1948 года по 1953 год во дворце размещалась сталинская дача. 

Горбачев издал указ в 1989 году, по которому Массандровский дворец стал музеем. С тех пор это филиал Алупкинского государственного дворцово-паркового комплекса.  Первых посетителей обновленный Массандровский дворец принял 1 июня 1992 года.  В настоящее время в нем находится один из лучших музеев в мире, посвященных династии Романовых. Две огромные секвойи, посаженные еще в позапрошлом веке, так и растут перед входом во дворец…

Как проехать в Массандровский дворец:

Доехать до места назначения вы сможете из Ялты автобусами № 29 или 31, а также троллейбусом № 2. Ехать нужно до остановки «Орёл», далее пройдете немного пешком. В летнее время часть запускается маршрут № 74, который идет прямо до дворца. Дорога отмечена указателем.