Главная»История Крыма»Скифы: история, обычаи, легенды

Скифы: история, обычаи, легенды

скифы 2 Скифы – древний народ, существовавший, согласно источникам, в VIII в. до н. э. – III в. н. э. и создавший своё государство на территории между нижним течением Дуная и Дона во времена своего могущества. Большая часть информации о скифах стала известна благодаря «отцу истории» Геродота (484 до н. э. – 425 до н. э.). Он детальнее всех описал историю, быт и обычаи этого народа. 
Геродот рассказывает, что кочевые племена скифов жили в Азии. Когда масагеты вытеснили их оттуда, скифы перешли речку Аракс (вероятно – Волгу) и пришли в причерноморские степи, где в то время господствовали киммерийцы. Киммерийский народ был за отступление, но цари признали смерть на родной земле лучше, чем спасение бегством. Не желая отступать, вожаки киммерийских племён разделились на две части и мужественно пали между собой. Народ похоронил их под высокой могилой на берегу Днестра и отступил в Малую Азию. Геродот утверждает, что во время путешествия по Северному Причерноморью ему как будто показывали эту могилу.
Первые достоверно скифские памятники в Северном Причерноморье датируются VII в. до н. э. На VIII – VII столетия до н. э. приходятся первые упоминания о киммерийцах и скифах в ассирийских источниках. Наверное, скифы переселялись на берега Чёрного Моря несколькими волнами и сначала уживались здесь с киммерийцами, выступая с ними вместе и против государств Передней Азии. Позднее отношения между ними стали вражескими. В VII в. до н. э., преследуя вытесненных киммерийцев, скифы вторглись в Переднюю Азию, дойдя до Сирии, и египетский фараон Псамметих I был вынужден откупиться от дальнейшего их продвижения щедрыми подарками. Скифы правили там 28 лет. Конец их скифы 3 господству связан с медийским царём Киаксаром, который пригласил скифских вождей на банкет, где их перебил. Скифы были вынуждены возвратиться в Северное Причерноморье.
По легенде Геродота, которую он вместил в своей «Истории», во время возвращения скифов домой, их там ждало ещё одно тяжёлое испытание. После 28-летнего господства в Передней Азии, их встретило сильное войско, которое создали дети скифских женщин и рабов, которые на протяжении 28 лет оставались в Скифии. Узнав о возвращении скифов, юноши решили остановить их. Поскольку детей своих рабов скифы так же считали рабами, их ждала неволя. Произошло много битв, но скифы никак не могли одолеть противника. Тогда один скиф сказал, что надо оставить копья и луки и пусть каждый пойдёт на них со своим кнутом. Ведь пока они видели скифов вооружёнными, то считали себя равными им, то есть свободнорождёнными. Но когда они увидят скифов с кнутами вместо оружия, то поймут, что они их рабы, и, признавши это, уже не посмеют упираться. Геродот утверждает, что именно эта тактика и помогла скифам одолеть потомков рабов.
Возвратившись из Передней Азии, скифы со временем подчинили себе огромную территорию от Дона на востоке до Дуная на западе.
Скифы разделялись на несколько крупных племен. В низовье Буга обитали каллипиды, которых ещё называли эллино-скифами. К северу от них жили алазоны. Ещё дальше на север территорию между Днепром и Днестром заселяли скифы-пахари. Степь к западу и востоку и востоку от Днепра – территория кочевников. Там обитали скифы-кочевники и царские скифы. Последние занимали район левобережной степи до Азовского моря и Дона, а так же степной Крым. Царские скифы считали всех остальных скифов своими рабами. Скифам-кочевникам принадлежала больше западная часть степи.
Скифы были свободолюбивым и мудрым, но вместе с тем, и жестоким народом. Наиболее значимую роль в жизни скифского общества играла война. Арсенал оружия скифов состоял из мечей-акинаков, кинджалов, копий, дротиков, боевых топоров, пращи, лука. Особой славы во всём мире обрёл скифский лук: по дальнобойности, и убойной силе он не имел на то время себе равных. Не зря Геродот называет скифов «конными стрельцами из лука». 
Как свидетельствуют грецкие историки, скифский воин пил кровь первого убитого им врага. Тех, кто не имел собственной жертвы, не допускали даже к праздничному столу. Богу войны Аресу сооружали своеобразные жертвенники в виде кучи хвороста. На её вершине как символ этого бога ставили меч и в жертву ему приносили каждого сотого пленного.
Для проживания скифы использовали большие кибитки, в которые они впрягали иногда по несколько пар волов. В кибитках жили женщины, дети и старики. Вся жизнь мужчин проходила на коне, не зря это животное было у скифов самым любимым.
Античных историков удивляла приспособленность скифов к среде своего обитания. Геродот рассказывает, как в условиях безлесья скифы научились готовить мясо. Ободравши шкуру с животного, они обчищали кости от мяса и кидали в котлы. Положив мясо в котлы, подпаливались кости и на них варили. А когда у них не было котла, тогда всё мясо клали в шкуры животных, подливали воду и снизу подпаливали кости. Таким образом получалось, что вол сам себя варит.
Скифы оставили после себя много своих памятников – курганов, где они хоронили своих царей и знатных людей. В данный момент, большинство из них исследовано. Благодаря раскопмам на кургане Толстая Могила (Днепропетровская область, Украина), которые проводились киевскими археологами во главе с Б.М. Мозолевским в 1971 году, мир узнал о настоящем сокровище – золотой пекторали. Пектораль – золотое украшение скифского царя. Её вес – 1150 гр., диаметр – 30,6 см. Всё произведение изготовлено из золота 958 пробы. В нагрудном знаке царской власти гармонично сочетается золотое плетение и литьё. Состоит она из трёх ярусов, изображающих бытовые сцены из жизни скифов, домашних и мифических животных. Согласно страховой оценке, стоимость пекторали составляет 186 миллионов долларов, она экспонируется в Киеве, в филиале на территории Лавры – в Музее исторических драгоценностей.
Геродот так описывает похоронные обычаи скифов. Когда у скифов умирает царь, то в Геррах – легендарном месте захоронения ихних царей, выкапывают большую четырёхугольную яму. Когда яма приготовлена, тело подымают на телегу, покрывают воском; затем разрезают желудок, очищают его и наполняют толчёным купером и разными семенами. После этого живот покойника зашивают и везут на телеге к другому племени. Жители каждого края, куда привозят тело царя, отрезают кусок своего уха, обстригают кругом волосы на голове, надрезают руку, раздерают лоб и нос и протыкают стрелами левую руку. Отсюда покойника везут дальше, в другие края своего царства. Сопровождают тело те, до кого его привозили раньше. После объезда всех земель они снова прибывают в Герры. Там тело на соломенных подстилках опускают в могилу, по обе стороны втыкают в землю копья, а сверху настелают доски и покрывают их матами из камыша. В свободном месте гробницы хоронят одну из наложниц царя, которую до этого душат, а так же разных слуг, коней и кладут золотые чаши. Потом все вместе насыпают над гробницей огромный горб.
Через год после похорон все собирались у его могилы, совершали тризну, после которой делали чучела из 50 убитых коней и такого же количества лучших царских слуг, розставляли их для охраны возле кургана и на этом кончали обряд.
скифы 1Скифы строго придерживались своих вековых обычаев и обрядов. По этому поводу Геродот рассказывает историю про скифского философа Анахарсиса, которого греки признали седьмым мудрецом в мире (другие шесть – греки).
Путешевствуя по Греции, Анахарсис близко познакомился с грецкой философией и религией. Особенно ему понравился праздник Великой Богини, который греки отмечали на острове Кизик. Вернувшись в Скифию, Анахарсис забрался в Гилею (бывшие Днепровские плавни), где принёс жертву богине по обряду, увиденному у кизикинцев и устроил в её честь ночное празднование. Но кто-то донёс об это его брату, царю Савлию. Тот прибыл в лес и на месте убил Анахарсиса.
Возможно, речь шла о попытке Анахарсиса ввести в Скифии новый культ и новые социальные порядки. Но факт остаётся фактом: защищая свою землю от чужеземных влияний, скифы не останавливались не перед чем.
В VI в. до н. э. произошла так называемая скифско-перская война, ради описания которой Геродот отвёл так много места в своей «Истории».
В 514 г. до н. э. персидский царь Дарий I Гистасп вместе с огромным войском пересёк Босфор и двинулся на Скифию с целью покарать скифов за их переднеазийские походы. Неспособные противостоять армии Дария, скифы обратились за помощью к соседним племенам, среди которых дали согласие помочь племена будинов, гелонов и савроматов. 
Скифы приняли тактику отступления и заманивания противника в глубь страны. Главными были царские скифы, которые разделили свои силы на три отряда. Основные силы возглавил царь Иданфирс.
Двигаясь вслед за скифами, войско Дария перешло за Дон. Но потом скифы внезапно направились на север и запад.
Уставши от бесперспективного преследования скифов, он послал к Иданфирсу гонца, чтобы он доложил, что пусть он уже не убегает, а признаёт Дария своим повелителем, «неся воду и землю». Иданфирс ответил, что Дарий пожалеет о том, что сказал и пусть ждёт других подарков, которых он заслуживает.
Тем временем персидское войско начало изнемогать от усталости, жажды и голода. Не решаясь стать с персами в открытом бою, скифы истощали их короткими схватками. Через некоторое время Иданфирс послал Дарию подарки, о которых говорил: птицу, мышь, жабу и пять стрел.
Дарий считал, что скифы признают над собой его власть и в знак этого подносят ему землю и воду, что означали мышь и жаба, сдаваясь вместе с конницей, на которую по скорости похожа птица, и всей армией, что означали стрелы. Но советник Дария Гобрий объяснил царю суть даров по-другому: «Когда вы, персы, не взлетите в небо, как птицы, или не зароетесь в землю, как мыши, или не поскачете в болото, как жабы, то не вернуться нам назад, поражёнными этими стрелами».
После этого Дарий решил возвратится со своим войском домой. Скифы же преследовали персов аж до самого Дуная.
Но существует мнение историков, что скифско-перской войны не могло было быть, так как нет никаких археологических доказательств на территории Северного Причерноморья, которые можно было бы отнести к этому событию. Возможно, вся война была ограничена локальными стычками на границе Скифии на западе. Но, тем не менее, за скифами с того времени утвердилась слава непобедимых.
Наибольшего могущества Скифия достигает в IV в. до н. э., когда могилы степовиков появляются даже на широте Киева. Именно в это время правил царь Атей, который объединил все скифские племена в единое государство. Его власть распространялась даже на задунайские земли, где испокон веков жили фракийцы. Но такое продвижение на запад обусловило конфликт между скифами и македонским государством. В 339 г. до н. э. македонский царь Филипп II, отец Александра Македонского, двинулся на них походом. В этой битве, в которой погиб 90-летний царь Атей, скифы потерпели поражение.
Но после этого скифы не раз противостояли македонцам. В 331 г. до н. э. они разгромили 30-тысячное войско наместника Александра Македонского во Фракии Зопириона, который попытался осуществить поход на Скифию, а в 292 г. до н. э. вместе с гетами нанесли поражение Лисимаху, который владел Фракией после смерти Александра Македонского. Однако могущество Скифии в это время заметно слабеет. На западе она теряет задунайские территории, на востоке не выдерживает столкновений с сарматами. В конце скифы 4 III – в начале II в. до н. э. территория Скифии ограничивается Крымским полуостровом и узкой линией Нижнего Поднепровья. Но ещё около четырёх столетий скифы остаются на исторической арене черноморского побережья грозной силой, которая с успехом противостояла и варварским племенам, и грекам-колонизаторам. Окончательное поражение в начале III в. н. э. им нанесли готы. С того времени Скифия перестаёт существовать как этническое и политическое образование. Античные авторы ещё долго будут давать имя «скиф» всем народам, которые волна за волной прокатывались южно-украинскими степями. Даже древнерусский летописец называет свою страну «Великая Скуфь». Такого долголетия не знало имя никакого древнего народа, живущего на территории Украины.